Социопсихологическая лаборатория

лаборатория логотип

Социопсихологическая лаборатория создана в 2011 году и функционирует в соответствии с Положением «О порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 349 «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов».

В соответствии с Положением «О социопсихологической учебно-методической лаборатории», утвержденным приказом ректора БрГТУ № 12 от 29.03.2011 г., она организует и проводит комплексные социологические исследования по различным направлениям функционирования учебного заведения, совершенствования учебного процесса, формирования благоприятных социально-психологических условий для качественной подготовки студентов.

Приоритетные направления

Стандарт ИСО 9001

Исследование уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг, предоставляемых университетом. Они осуществляются в целях развития системы менеджмента качества образования в соответствии с государственным стандартом СТБ ISO 9001-2015 и проводятся в тесном взаимодействии с отделом менеджмента и другими структурными подразделениями учебного заведения.

Сотрудники лаборатории оказывают научную и методическую помощь в проведении опросов по актуальным проблемам жизни университета, публикуют статьи, доклады и иные аналитические материалы в национальных и зарубежных научных изданиях. Научно-аналитическая деятельность обобщается в рамках темы «Социально-психологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании» (рук. — Бурко О.П.), зарегистрированной в реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ БрГТУ.

Экспертный Совет Западно-Сибирского научного центра неоднократно признавал исследовательские работы социопсихологической лаборатории дипломантами международных конкурсов:

«Научные и творческие достижения в рамках современных образовательных стандартов» (проект «Мониторинг качества образовательных услуг в учреждении высшего образования», диплом II степени).

VI Международной конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты» (пр-кт «Изменения предпочтений аспирантов в оценках качества образовательных услуг», диплом III степени).

II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии Сибири (ITSIBERIA — 2018)» (пр-кт «Системный подход в исследовании уровня услуг в УВО», диплом II степени).

Исследования удовлетворенности качеством образовательных услуг

Исследование «Удовлетворенность выпускников качеством образовательных услуг БрГТУ»

В феврале 2021 года завершилось исследование удовлетворенности качество образовательных услуг выпускников. Оно подтвердило продолжение тенденции повышения интереса студентов к выбранной специальности (32% опрошенных), при этом на 6 пунктов увеличилось количество тех, кто выразил абсолютную удовлетворенность к выбранной специальности;
Отмечается неоднозначность в оценках содержания и качества преподаваемых дисциплин, где более половины студентов в той или иной степени считают, что содержание и уровень преподаваемых дисциплин требуют существенной корректировки.
В ходе исследования было установлено, что, как и в прежние годы, большинство выпускников университета удовлетворены качеством работы библиотеки, уровнем обеспеченности учебно-методической литературой», материально-технической базой, состоянием аудиторного фонда, обеспечением лабораторных работ, компьютерным оснащением. Примерно такие же результаты зафиксированы и при изучении мнений иных категорий респондентов – магистрантов, аспирантов, студентов заочной формы обучения.
Опрос подтвердил наличие устойчивой тенденции высокой оценки профессионализма и компетентности преподавателей – более трех четвертей опрошенных указали на это. Кроме того, также, как и в прошлые годы, выпускники высоко оценили взаимоотношения с преподавателями (81%), в учебной группе (85%), возможностями для творческого самовыражения и развития (спорт., культ., и др. секции), качество работы университетской столовой.
Впервые выпускникам было предложено оценить дистанционное обучение. Здесь зафиксировано сдержанное отношение к такой форме учебы: 45% выпускников дали ей в целом положительную оценку, а 55% заявили о нежелании обучаться дистанционно.

Исследование «Удовлетворенность абитуриентов качеством образовательных услуг БрГТУ»

В октябре 2020 года завершено исследование «Удовлетворенность абитуриентов качеством образовательных услуг БрГТУ». В ходе него были зафиксированы следующие результаты:

  • выбор высшего учебного заведения по-прежнему играет важную роль в процессе профессионального самоопределения абитуриентов, что подтвердили 79% опрошенных;
  • основным источником информации о БрГТУ для абитуриентов 2020 года по-прежнему является Интернет (43%);
  • важно, что в нынешнем году дополнительными источниками информации для абитуриентов стали профориентационные беседы в школах, лицеях, и информирование через «социальные сети;
  • как и в прежние годы, наиболее посещаемыми и востребованными мероприятиями, которые проводятся в БрГТУ, стали «День открытых дверей» (49%) и «Экскурсии для школьников» (30%);
  • главной причиной выбора БрГТУ для большинства опрашиваемых респондентов (77%), стал фактор «имеющаяся в университете специальность», но количественно он вырос сразу на 20 пунктов по сравнению с прошлым годом;
  • в рейтинге самых значимых критериев выбора лидируют: «доступная стоимость обучения» (в 3 раза), «закончил здесь подготовительные курсы» (в 5,2 раза), «возможность получить дополнительную специальность высшего образования без вступительных испытаний на старших курсах» (почти в 4 раза), «наличие общежитий для первокурсников» (в 2 раза);
  • большинство абитуриентов – 80% указали, что готовились самостоятельно, и в 3 раза больше стало тех, кто получал подготовку на подготовительных курсах в университете. а количество тех, кто занимался с репетиторами вообще уменьшилось на 6 пунктов.

«Удовлетворенность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала БрГТУ качеством организации и условиями труда»

В декабре 2019–январе 2020 гг. социопсихологической лабораторией кафедры гуманитарных наук было проведено исследование «Удовлетворенность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала БрГТУ качеством организации и условиями труда». Генеральная совокупность составила 895 человек. При статистической значимости – 95%, доверительном интервале – 5%, минимальный размер выборки составил 269 человек. Опрошено 453 респондента.

Проведенное исследование показало, что:
— на стабильно высоком уровне находится показатель удовлетворенности созданными в ВУЗе условиями для работы – об этом заявили более 60% респондентов. Только 5% сотрудников однозначно хотели бы сменить место работы, но их оказалось по сравнению с прошлым годом больше на 10 пунктов;
— атмосфера в трудовых коллективах оценена в 7,4 баллов, что на 0,4 ниже, чем в прошлом году (7,8 в исследовании 2019 года). Впервые за все время исследований, по некоторым подразделениям участники опроса прямо указали причины неудовлетворенности, непосредственно обусловленные уровнем компетентности, деловыми и моральными качествами руководителей. Профессорско-преподавательская деятельность по-прежнему воспринимается низко оплачиваемой, социально малопривлекательной, а проводимая «оптимизация» образовательной деятельности не всегда эффективной.

Исследование «Удовлетворенность качеством образовательных услуг. ИПКиП БрГТУ» (2020-2021 уч.год)

Результаты опроса 2020-2021 уч. года показывают незначительное изменение показателей удовлетворенности качеством образовательных услуг по сравнению с прошлогодним исследованием. А именно:
— участники опроса указали практически те же факторы неудовлетворенности качеством обучения в ИПКиП, что и прошлом году. Большинство слушателей подтвердили высокую удовлетворенность большинством составляющих учебного процесса, что в значительной степени коррелирует с итоговыми показателями предыдущих исследований;
— рейтинг и количественные показатели оценки трудностей, испытываемых при обучении, практически повторили результаты прошлых опросов, хотя рейтинге затруднений произошли некоторые изменения: почти в полтора раза уменьшилось количество респондентов, которые поставили на первое место среди трудностей «Необходимость совмещать работу и учебу» (65%), а количество тех, кто вообще не испытывает трудностей возросло сразу в 3 раза;
— квалифицированное большинство респондентов (95%) отметило, что знания, полученные на занятиях в ИПКиП БрГТУ, будут полезными для дальнейшей работы этот показатель на протяжении последних лет остается неизменно на высоком уровне.

  1. По ряду позиций результаты опроса отличаются от предыдущих:
     в 2020–2021 учебном году 44% респондентов из числа слушателей получили информацию об услугах ИПКиП БрГТУ на «сайте БрГТУ», а в исследовании 2020-2021 уч.года сайтом БрГТУ воспользовались 35% опрашиваемых, что на 9% ниже прошлогоднего результата;
    — существенно изменились ответы на вопрос «Отвечает ли обучение вашим ожиданиям?»: 93% респондентов заявили, что удовлетворены уровнем образовательных услуг, предоставляемых ИПКиП, в прошлом году таких было 79%,
    — средний балл оценки предоставляемых услуг по отдельным составляющим образовательного процесса в нынешнем учебном году возрос на 0,3 пункта и составил 8,1, против 7,8 в прошлом;
    — после прошлогоднего увеличения параметра полностью позитивного отношения к обучению в 1,7 раза, в 2020-2021 уч. году существенных изменений в данном показателе практически не произошло, хотя следует отметить снижение в 2 раза количества ответов об ухудшении мнений об обучении в ИПК;
    — на 11% больше респондентов считают, что на сайте учебного заведения необходимо разместить дополнительную информацию об образовательных услугах ИПК БрГТУ.
    — в связи с использованием информационно-коммуникативных технологий участникам опроса был предложен вопрос «Хотели бы Вы обучаться в дистанционной форме?». По сравнению с прошлым годом желающих обучаться дистанционно уменьшилось на 11%, всего 46% выразили своё желание обучения в такой форме.

Исследование удовлетворенности качеством образовательных услуг. Студенты 2-3 курсов.

Завершилось исследование удовлетворенности студентов 2-3 курсов качеством образовательных услуг, предоставляемых в БрГТУ. По сравнению с 2019 г. коэффициент удовлетворённости не изменился. Проведенное исследование показало незначительные изменения результатов по сравнению с прошлогодними по следующим показателям:

  • на среднем уровне (средний балл 6,9) респонденты оценивают свою работу и свое участие в образовательном процессе: выполнение обязанностей студента, свою активность, прилежность, добросовестность;
  • только некоторое (на 3%) повышение интереса к выбранной специальности у студентов 3 курса университета с момента поступления в БрГТУ, хотя количество тех, кто считает, что содержание и уровень преподаваемых дисциплин не соответствует требованиям времени стало в 2 раза меньше;
  • незначительно изменились результаты удовлетворённости респондентов учебно-методической базой. Так, 91%, удовлетворены качеством работы библиотеки, а 76% обеспеченностью учебно-методической литературой, 81% санитарными условиями в помещениях университета.
    Практически на том же уровне сохранились мнения о компьютерном и информационно-коммуникативном оснащении учебного процесса. Принимая во внимание, что во многом данный фактор студенты связывают с возможностями по организации научно-исследовательской работы, необходимо отметить повышение на 5% количества позитивных оценок, а также то, что 76% из них удовлетворены в целом или частично собственной профессиональной подготовкой по избранной специальности;
  • как и в предыдущие годы студенты высоко оценили профессионализм и компетентность преподавателей (87% участников опроса), взаимоотношения с ними (91%) и уровень взаимоотношений в учебных группах, возможности для творческого самовыражения и развития (77%), спортивно- оздоровительная база (80%), качество работы университетской столовой (95%).

Существенно изменились:
— удовлетворенность качеством организации и проведения практик: в 2020 году количество тех, кто полностью удовлетворен, возросло практически в 2 раза (с 16% до 30%), хотя общее количество позитивных оценок возросло не так сильно (с 70% до 76%). Количество респондентов, негативно оценивающих условия проживания в общежитии уменьшилось (с 55% до 48%) хотя количество тех, кто однозначно заявил об этом возросло только на 10%.
— впервые за несколько лет исследований возросло количество тех студентов, которые уверены, что их профессиональные знания и навыки, найдут применение в хозяйственном комплексе страны (с 44% до 55%).

Исследование удовлетворенности качеством образовательных услуг. Подготовительное отделение

В мае-июне 2020 г. социопсихологической лабораторией было проведено исследование «Удовлетворенность слушателей отдела довузовской подготовки качеством образовательных услуг БрГТУ». В ходе проведенного опроса, было установлено, что:
— основными причинами выбора обучения на подготовительном отделении у 54 % слушателей является «повышение шансов на поступление в УО БрГТУ», у 27% — «повышение шансов на поступление в другой ВУЗ», у 31% — «советы родителей, друзей, знакомых». В нынешнем году существенно возросло влияние родителей (на 15%) на выбор подготовительного отделения для подготовки непосредственно в УО «БрГТУ»;
— в 2020 году 35% респондентов получили информацию о подготовительном отделении на собраниях в школе, в то время, как в прошлом таких было всего 6%. Также значительно возросло количество тех, кто получил сведения о ПО из «печати (газет) или ТВ» (с 3% до 15%);
— как и в прошлые годы, большинство (98%) слушателей позитивно отозвались о качестве расписания занятий, их содержании, учебно-методической базе университета;
— произошли некоторые изменения в уровне удовлетворенности работой преподавателей по отдельным предметам. Так, отмечается довольно существенное снижение положительных оценок подготовки по физике (на 14 пунктов), математике – на 20, композиции – на 10, рисунку – на 9, улучшилось мнение о качестве подготовки по иностранным языкам. В целом респонденты указали что качество обучения на подготовительном отделении соответствует их ожиданиям (98%), кроме того, 100% участников опроса заявили, что их уровень знаний повысился после обучения на подготовительном отделении (в 2019 году – 96%);
— 96% абитуриентов рассматривают свое обучение на ПО как основание для рекомендации к поступлению для своих родственников, друзей и знакомых, число тех, кто не будет этого делать снизилось практически в 2 раза;
— произошло значительное увеличение (на 18%) количества абитуриентов, которые обучались на ПО и затем выбрали для поступления БрГТУ, что позволяет рассматривать такой результат как показатель высокого доверия к качеству подготовки на подготовительном отделении;
— распределение предпочтений к поступлению в ВУЗ по факультетам осталось почти таким же, как и в прошлом году. Исключение составляет 5-6-процентное снижение желающих учиться на машиностроительном и факультете электронных информационных систем. Участники опроса среди возможных вузов для поступления называли только белорусские учебные заведения.

Исследование мнений студентов университета о дистанционном обучении

Социопсихологическая лаборатория в январе 2021 года завершила опрос по изучению мнений студентов о дистанционном обучении. Всего в нем приняли участие 440 респондентов всех курсов и факультетов. В ходе исследования около 2/3 респондентов указали, что дистанционное обучение – удобная форма получения знаний, не уступающая традиционным. Более трети опрашиваемых заняли иную позицию в своих оценках, заявив, что она уступает по качеству традиционному обучению, из них примерно каждый 20-й участник опроса отметил, что «вообще не представляет, как в такой форме можно вообще получить какое-то образование».
Таким результатам вполне соответствует и характер ответов на вопрос о желании продолжить обучение дистанционно. Три четверти студентов университета считают приемлемым для себя и далее обучаться дистанционно, если такая необходимость возникнет. Количество тех, кто категорически отрицает такое точно отражает количество учащихся, полностью отвергающих дистанционную форму обучения как таковую – каждый 20-й.
В ходе исследования были установлены и проанализированы преимущества и недостатки, которые студенты увидели в дистанционной форме обучения, оценены использованные образовательные платформы и сервисы, выявлены трудности, с которыми пришлось столкнуться за время учебы на «дистанционке». Подробные результаты исследования и аналитические