Социопсихологическая лаборатория

лаборатория логотип

Социопсихологическая лаборатория создана в 2011 году и функционирует в соответствии с Положением «О порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 349 «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов».

В соответствии с Положением «О социопсихологической учебно-методической лаборатории», утвержденным приказом ректора БрГТУ № 12 от 29.03.2011 г., она организует и проводит комплексные социологические исследования по различным направлениям функционирования учебного заведения, совершенствования учебного процесса, формирования благоприятных социально-психологических условий для качественной подготовки студентов.

Приоритетные направления

Стандарт ИСО 9001

Исследование уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг, предоставляемых университетом. Они осуществляются в целях развития системы менеджмента качества образования в соответствии с государственным стандартом СТБ ISO 9001-2015 и проводятся в тесном взаимодействии с отделом менеджмента и другими структурными подразделениями учебного заведения.

Сотрудники лаборатории оказывают научную и методическую помощь в проведении опросов по актуальным проблемам жизни университета, публикуют статьи, доклады и иные аналитические материалы в национальных и зарубежных научных изданиях. Научно-аналитическая деятельность обобщается в рамках темы «Социально-психологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании» (рук. — Бурко О.П.), зарегистрированной в реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ БрГТУ.

Экспертный Совет Западно-Сибирского научного центра неоднократно признавал исследовательские работы социопсихологической лаборатории дипломантами международных конкурсов:

«Научные и творческие достижения в рамках современных образовательных стандартов» (проект «Мониторинг качества образовательных услуг в учреждении высшего образования», диплом II степени).

VI Международной конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты» (доклад «Тенденции изменения предпочтений аспирантов в оценках качества предоставляемых образовательных услуг», диплом III степени).

II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии Сибири (ITSIBERIA — 2018) » (доклад «Системный подход в исследовании уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в УВО», диплом II степени).

Исследования удовлетворенности качеством образовательных услуг

Исследование «Удовлетворенность выпускников качеством образовательных услуг БрГТУ»

Исследование 2020 года продемонстрировало один из самых значительных разбросов мнений участников опроса не только по сравнению с прошлогодним, но и за последние 5 лет.

Не претерпел существенных изменений по сравнению с прошлым годом уровень удовлетворенности студентов-выпускников процессом организации жизнедеятельности в ВУЗе. Большинство студентов, как и прежде, вполне удовлетворены взаимоотношениями в группе (81%), предоставляемыми возможностями для творческого самовыражения и развития (68%), качеством работы университетской столовой (93%).

Понизился уровень абсолютной удовлетворенности выпускников ВУЗа по следующим параметрам:

  •   качество работы библиотеки;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  •  материально-техническая база.

Данные результаты коррелируют со значениями, выявленными в исследованиях иных категорий респондентов в 2020 году.

В 3 раза уменьшилось количество студентов, которые считают, что их профессиональные знания и навыки, найдут применение в хозяйственном комплексе страны, а количество тех, кто, либо относительно, либо абсолютно не уверены в этом, возросло более чем в 2 раза. Наибольшее удовлетворение при обучении выпускники получили от взаимоотношений с однокурсниками, атмосферы в группе, собственных учебных результатов.

Исследование «Удовлетворенность абитуриентов качеством образовательных услуг БрГТУ»

В октябре 2020 года завершено исследование «Удовлетворенность абитуриентов качеством образовательных услуг БрГТУ». В ходе него были зафиксированы следующие результаты:

  • выбор высшего учебного заведения по-прежнему играет важную роль в процессе профессионального самоопределения абитуриентов, что подтвердили 79% опрошенных;
  • основным источником информации о БрГТУ для абитуриентов 2020 года по-прежнему является Интернет (43%);
  • важно, что в нынешнем году дополнительными источниками информации для абитуриентов стали профориентационные беседы в школах, лицеях, и информирование через «социальные сети;
  • как и в прежние годы, наиболее посещаемыми и востребованными мероприятиями, которые проводятся в БрГТУ, стали «День открытых дверей» (49%) и «Экскурсии для школьников» (30%);
  • главной причиной выбора БрГТУ для большинства опрашиваемых респондентов (77%), стал фактор «имеющаяся в университете специальность», но количественно он вырос сразу на 20 пунктов по сравнению с прошлым годом;
  • в рейтинге самых значимых критериев выбора лидируют: «доступная стоимость обучения» (в 3 раза), «закончил здесь подготовительные курсы» (в 5,2 раза), «возможность получить дополнительную специальность высшего образования без вступительных испытаний на старших курсах» (почти в 4 раза), «наличие общежитий для первокурсников» (в 2 раза);
  • большинство абитуриентов – 80% указали, что готовились самостоятельно, и в 3 раза больше стало тех, кто получал подготовку на подготовительных курсах в университете. а количество тех, кто занимался с репетиторами вообще уменьшилось на 6 пунктов.

«Удовлетворенность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала БрГТУ качеством организации и условиями труда»

В декабре 2019–январе 2020 гг. социопсихологической лабораторией кафедры гуманитарных наук было проведено исследование «Удовлетворенность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала БрГТУ качеством организации и условиями труда». Генеральная совокупность составила 895 человек. При статистической значимости – 95%, доверительном интервале – 5%, минимальный размер выборки составил 269 человек. Опрошено 453 респондента.

Проведенное исследование показало, что:
— на стабильно высоком уровне находится показатель удовлетворенности созданными в ВУЗе условиями для работы – об этом заявили более 60% респондентов. Только 5% сотрудников однозначно хотели бы сменить место работы, но их оказалось по сравнению с прошлым годом больше на 10 пунктов;
— атмосфера в трудовых коллективах оценена в 7,4 баллов, что на 0,4 ниже, чем в прошлом году (7,8 в исследовании 2019 года). Впервые за все время исследований, по некоторым подразделениям участники опроса прямо указали причины неудовлетворенности, непосредственно обусловленные уровнем компетентности, деловыми и моральными качествами руководителей. Профессорско-преподавательская деятельность по-прежнему воспринимается низко оплачиваемой, социально малопривлекательной, а проводимая «оптимизация» образовательной деятельности не всегда эффективной.

Исследование «Удовлетворенность качеством образовательных услуг. ИПКиП БрГТУ» (2020-2021 уч.год)

Результаты опроса 2020-2021 уч. года показывают незначительное изменение показателей удовлетворенности качеством образовательных услуг по сравнению с прошлогодним исследованием. А именно:
— участники опроса указали практически те же факторы неудовлетворенности качеством обучения в ИПКиП, что и прошлом году. Большинство слушателей подтвердили высокую удовлетворенность большинством составляющих учебного процесса, что в значительной степени коррелирует с итоговыми показателями предыдущих исследований;
— рейтинг и количественные показатели оценки трудностей, испытываемых при обучении, практически повторили результаты прошлых опросов, хотя рейтинге затруднений произошли некоторые изменения: почти в полтора раза уменьшилось количество респондентов, которые поставили на первое место среди трудностей «Необходимость совмещать работу и учебу» (65%), а количество тех, кто вообще не испытывает трудностей возросло сразу в 3 раза;
— квалифицированное большинство респондентов (95%) отметило, что знания, полученные на занятиях в ИПКиП БрГТУ, будут полезными для дальнейшей работы этот показатель на протяжении последних лет остается неизменно на высоком уровне.

  1. По ряду позиций результаты опроса отличаются от предыдущих:
     в 2020–2021 учебном году 44% респондентов из числа слушателей получили информацию об услугах ИПКиП БрГТУ на «сайте БрГТУ», а в исследовании 2020-2021 уч.года сайтом БрГТУ воспользовались 35% опрашиваемых, что на 9% ниже прошлогоднего результата;
    — существенно изменились ответы на вопрос «Отвечает ли обучение вашим ожиданиям?»: 93% респондентов заявили, что удовлетворены уровнем образовательных услуг, предоставляемых ИПКиП, в прошлом году таких было 79%,
    — средний балл оценки предоставляемых услуг по отдельным составляющим образовательного процесса в нынешнем учебном году возрос на 0,3 пункта и составил 8,1, против 7,8 в прошлом;
    — после прошлогоднего увеличения параметра полностью позитивного отношения к обучению в 1,7 раза, в 2020-2021 уч. году существенных изменений в данном показателе практически не произошло, хотя следует отметить снижение в 2 раза количества ответов об ухудшении мнений об обучении в ИПК;
    — на 11% больше респондентов считают, что на сайте учебного заведения необходимо разместить дополнительную информацию об образовательных услугах ИПК БрГТУ.
    — в связи с использованием информационно-коммуникативных технологий участникам опроса был предложен вопрос «Хотели бы Вы обучаться в дистанционной форме?». По сравнению с прошлым годом желающих обучаться дистанционно уменьшилось на 11%, всего 46% выразили своё желание обучения в такой форме.

Исследование удовлетворенности качеством образовательных услуг. Студенты 2-3 курсов.

Завершилось исследование удовлетворенности студентов 2-3 курсов качеством образовательных услуг, предоставляемых в БрГТУ. По сравнению с 2019 г. коэффициент удовлетворённости не изменился. Проведенное исследование показало незначительные изменения результатов по сравнению с прошлогодними по следующим показателям:

  • на среднем уровне (средний балл 6,9) респонденты оценивают свою работу и свое участие в образовательном процессе: выполнение обязанностей студента, свою активность, прилежность, добросовестность;
  • только некоторое (на 3%) повышение интереса к выбранной специальности у студентов 3 курса университета с момента поступления в БрГТУ, хотя количество тех, кто считает, что содержание и уровень преподаваемых дисциплин не соответствует требованиям времени стало в 2 раза меньше;
  • незначительно изменились результаты удовлетворённости респондентов учебно-методической базой. Так, 91%, удовлетворены качеством работы библиотеки, а 76% обеспеченностью учебно-методической литературой, 81% санитарными условиями в помещениях университета.
    Практически на том же уровне сохранились мнения о компьютерном и информационно-коммуникативном оснащении учебного процесса. Принимая во внимание, что во многом данный фактор студенты связывают с возможностями по организации научно-исследовательской работы, необходимо отметить повышение на 5% количества позитивных оценок, а также то, что 76% из них удовлетворены в целом или частично собственной профессиональной подготовкой по избранной специальности;
  • как и в предыдущие годы студенты высоко оценили профессионализм и компетентность преподавателей (87% участников опроса), взаимоотношения с ними (91%) и уровень взаимоотношений в учебных группах, возможности для творческого самовыражения и развития (77%), спортивно- оздоровительная база (80%), качество работы университетской столовой (95%).

Существенно изменились:
— удовлетворенность качеством организации и проведения практик: в 2020 году количество тех, кто полностью удовлетворен, возросло практически в 2 раза (с 16% до 30%), хотя общее количество позитивных оценок возросло не так сильно (с 70% до 76%). Количество респондентов, негативно оценивающих условия проживания в общежитии уменьшилось (с 55% до 48%) хотя количество тех, кто однозначно заявил об этом возросло только на 10%.
— впервые за несколько лет исследований возросло количество тех студентов, которые уверены, что их профессиональные знания и навыки, найдут применение в хозяйственном комплексе страны (с 44% до 55%).

Исследование удовлетворенности качеством образовательных услуг. Подготовительное отделение

В мае-июне 2020 г. социопсихологической лабораторией было проведено исследование «Удовлетворенность слушателей отдела довузовской подготовки качеством образовательных услуг БрГТУ». В ходе проведенного опроса, было установлено, что:
— основными причинами выбора обучения на подготовительном отделении у 54 % слушателей является «повышение шансов на поступление в УО БрГТУ», у 27% — «повышение шансов на поступление в другой ВУЗ», у 31% — «советы родителей, друзей, знакомых». В нынешнем году существенно возросло влияние родителей (на 15%) на выбор подготовительного отделения для подготовки непосредственно в УО «БрГТУ»;
— в 2020 году 35% респондентов получили информацию о подготовительном отделении на собраниях в школе, в то время, как в прошлом таких было всего 6%. Также значительно возросло количество тех, кто получил сведения о ПО из «печати (газет) или ТВ» (с 3% до 15%);
— как и в прошлые годы, большинство (98%) слушателей позитивно отозвались о качестве расписания занятий, их содержании, учебно-методической базе университета;
— произошли некоторые изменения в уровне удовлетворенности работой преподавателей по отдельным предметам. Так, отмечается довольно существенное снижение положительных оценок подготовки по физике (на 14 пунктов), математике – на 20, композиции – на 10, рисунку – на 9, улучшилось мнение о качестве подготовки по иностранным языкам. В целом респонденты указали что качество обучения на подготовительном отделении соответствует их ожиданиям (98%), кроме того, 100% участников опроса заявили, что их уровень знаний повысился после обучения на подготовительном отделении (в 2019 году – 96%);
— 96% абитуриентов рассматривают свое обучение на ПО как основание для рекомендации к поступлению для своих родственников, друзей и знакомых, число тех, кто не будет этого делать снизилось практически в 2 раза;
— произошло значительное увеличение (на 18%) количества абитуриентов, которые обучались на ПО и затем выбрали для поступления БрГТУ, что позволяет рассматривать такой результат как показатель высокого доверия к качеству подготовки на подготовительном отделении;
— распределение предпочтений к поступлению в ВУЗ по факультетам осталось почти таким же, как и в прошлом году. Исключение составляет 5-6-процентное снижение желающих учиться на машиностроительном и факультете электронных информационных систем. Участники опроса среди возможных вузов для поступления называли только белорусские учебные заведения.

Исследование мнений студентов университета о дистанционном обучении

Социопсихологическая лаборатория в январе 2021 года завершила опрос по изучению мнений студентов о дистанционном обучении. Всего в нем приняли участие 440 респондентов всех курсов и факультетов. В ходе исследования около 2/3 респондентов указали, что дистанционное обучение – удобная форма получения знаний, не уступающая традиционным. Более трети опрашиваемых заняли иную позицию в своих оценках, заявив, что она уступает по качеству традиционному обучению, из них примерно каждый 20-й участник опроса отметил, что «вообще не представляет, как в такой форме можно вообще получить какое-то образование».
Таким результатам вполне соответствует и характер ответов на вопрос о желании продолжить обучение дистанционно. Три четверти студентов университета считают приемлемым для себя и далее обучаться дистанционно, если такая необходимость возникнет. Количество тех, кто категорически отрицает такое точно отражает количество учащихся, полностью отвергающих дистанционную форму обучения как таковую – каждый 20-й.
В ходе исследования были установлены и проанализированы преимущества и недостатки, которые студенты увидели в дистанционной форме обучения, оценены использованные образовательные платформы и сервисы, выявлены трудности, с которыми пришлось столкнуться за время учебы на «дистанционке». Подробные результаты исследования и аналитические