О выполнении программы исследований по теме «Социально-психологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании»

Завершено выполнение программы исследований по теме «Социально-психологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании», зарегистрированной под № 01542122019047 в реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ БрГТУ. Работа над темой осуществлялась в период с января 2019 по январь 2024 года.

Научный консультант – кандидат технических наук, доцент Н.П.Яловая, руководитель – ст. преподаватель кафедры гуманитарных наук О.П.Бурко, исполнители – старшие преподаватели кафедры Д.В. Будник, Ю.Д. Данилов, Е.Г. Кудрицкая, И.В. Криштовчук, начальник международного отдела В.А. Халецкий.

Цель работы — на основе междисциплинарного подхода провести комплексный анализ социально-психологических аспектов реализации компетентностного подхода в образовании и определить научно обоснованную систему оценки качества высшего технического образования и соответствующего методического обеспечения образовательного процесса.

В процессе работы проводились экспериментальные исследования отдельных составляющих образовательного процесса.

В результате выполнения программы исследований впервые были:

  • изучены механизмы создания образовательной среды по развитию конкретных компетенций студентов/выпускников в учреждении высшего образования;
  • разработаны и апробированы новые технологии формирования компетенций в учебной деятельности;
  • представлены результаты апробации и внедрения в практику образовательного процесса авторской программы практико-ориентированной учебной дисциплины «Психология межличностных отношений»;
  • исследованы социально-психологические аспекты удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг и методическим обеспечением образовательной деятельности; разработаны методы управления качеством образовательных услуг;
  • внедрён опыт деятельности подразделений университета по совершенствованию качества образования в практику.

Результаты формирующего эксперимента позволили зафиксировать разницу между характеристиками социальной компетентности у студентов. Статистически значимые отличия были выявлены по таким компонентам социальной компетентности, как коммуникативные способности; характеристики социального интеллекта – умение предвидеть последствия поведения людей, способность правильно оценивать состояния людей по их невербальным проявлениям, способность правильно понимать речевую экспрессию, способность анализировать ситуации взаимодействия людей в динамике; уровень экспрессии; степень владения мимикой и жестами; открытость в беседе и легкость в общении.

Проведённые исследования показали наличие динамической тенденции в проявлении одного из показателей мотивационно-ценностного компонента социальной компетентности у студентов на разных этапах обучения – моральной нормативности поведения. Существует необходимость системной работы по её целенаправленному развитию в процессе обучения. Перспективными направлениями являются: внесение соответствующих дополнений и изменений в содержание существующих программ, разработка и апробация спецкурса по выбору, включающего технологии развития моральной нормативности студентов с учётом требований к профессиональным компетенциям в рамках получаемой специальности.

Полученные результаты исследования удовлетворенности качеством образовательной деятельности БрГТУ и методического обеспечения учебного процесса указывают на необходимость продолжения изучения как уже определенных вопросов, так и иных, по которым требуется получение достоверных и актуальных данных.

Социологический мониторинг качества образования в БрГТУ имеет важное значение для принятия эффективных решений по управлению УВО. Он позволяет на основе оперативного анализа результатов прогнозировать перспективы дальнейшего развития учебного заведения в целом и его отдельных подразделений. Благодаря показателям систематического мониторинга качества образования администрация университета получает возможность установить связь между его результатами и их социально-экономическими критериями, позволяющими объективно оценивать эффективность функционирования всех подразделений учебного заведения. Оценки удовлетворенности методическим обеспечением учебного процесса дают возможность принимать научно обоснованные управленческие решения в интересах студентов, так, чтобы они максимально соответствовали их ожиданиям и современным требованиям.

Выводы, сформулированные по итогам выполнения программы исследований по теме «Социально-психологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании» подтверждают обоснованность действующей в Республике Беларусь модели СМК и ее приемлемость для учреждений образования. Дальнейшая перспектива развития вузов находится в прямой зависимости от усовершенствования системы, гарантирующей качество образовательных услуг и способной обеспечить конкурентоспособность белорусских учебных заведений в мировом образовательном пространстве с учетом всех требований и запросов.

За период выполнения программы исследований по теме было подготовлено 60 публикаций и 39 научных докладов, представленных на международных, региональных и вузовский конференциях и круглых столах. Материалы исследований неоднократно становились победителями и призерами международных конкурсов научных работ. По итогам выполнения разделов темы в учебный и производственный процесс внедрено 20 разработок, подтвержденных соответствующими актами.

Автор bstu_support